Самосознание
Учебная мотивация развивается в основном от оценки. В некоторых случаях именно на этой почве могут возникнуть тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Кроме того, школьная оценка может повлиять и на становление самооценки. Дети ориентируются на оценку учителя и сами начинают приписывать себя и своих сверстников в ряды «отличников», «двоечников» и «троечников». Следовательно, каждый представитель определенной группы наделен набором соответствующих качеств. По оценке успеваемости, по существу, определяется и оценка личности в целом, а также социальный статус ребенка.
Отличники и некоторые хорошо успевающие дети обычно имеют завышенную самооценку. Неуспевающие и крайне слабые ученики, у которых происходят систематические неудачи и которые получают низкие оценки, чаще всего не уверенны в себе и в своих возможностях.
Полноценно развиваясь, в личности должно формироваться чувство компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием в данном возрасте. Учебная деятельность является основной для младшего школьника, и если в ней ребенок не почувствует свою компетентность, то его личностное развитие искажается. Чтоб развить у детей чувство компетентности нужно создать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. Учителя, которые отличаются высоким профессиональным мастерством, не только содержательно оценивают работу учеников (не просто ставят отметку, но и дают соответствующие пояснения). Ими оценивается только конкретная работа, а не личность. Они не сравнивают между собой детей, не призывают всех подражать отличникам, стремятся направить учеников на индивидуальные достижения — чтобы работа завтрашнего дня оказалась лучше вчерашнего.