«Сорока-ворона…» – о психологии детской речи
Вашему ребенку 3 года, а он еще не научился говорить? Совсем не разговаривает: ни единого слова, ни искаженного слога? При этом ему «все понятно», у него выразительный взгляд, а также он все время эмоционально играет с вами…
Что делать? – Оставлять все на своем месте или обратиться к специалисту? Кто в данном случае сможет помочь: логопед, невропатолог, психолог, психоневролог?
Для начала – следует разобраться в нормах развития речи. Да, есть некоторые ориентиры: они были созданы много лет назад, а подробная информация изложена в программах для детского сада. Давайте попробуем с ними познакомиться.
Как стандартно должна развиваться активная речь ребенка.
От 4-5 месяцев до 1 года: ребенок должен гулить, говорить отдельные слоги, подражать интонации взрослого, выговаривать первые простые слова (дай, на, мама, папа, баба и т.д.).
От 1 года до 1,5 лет: в словарный запас ребенка входит 20-30 слов, малыш произносит первые предложения, которые состоят из двух слов.
От 1,5 лет до 2 лет: к двум годам речь начинает стремительно развиваться, ребенок называет действия, предметы, части тела, составляет фразы из 2-3 слов, начинает задавать вопросы.
От 2 до 3 лет: в течение года словарный запас увеличивается до 1000-1200 слов (больше глаголов и существительных, немного прилагательных и наречий), ребенок составляет фразы из 2-3 слов, начинает согласовывать слова в предложении (прошедшее, будущее время и лицо глаголов (я кушаю, мама кушает)).
От 3 до 4 лет: ребенок называет предметы и их качества (красивый, большой), обобщающие слова (мебель, одежда), домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты, начинает разбираться в согласовании слов, единственном и множественном числе.