Развитие личности
С самого раннего возраста в детях начинает формироваться личность.
Примерно с 1 — 1,5 лет у ребенка формируется самосознание: малышу становится интересно разглядывать себя в зеркале, так как он узнает свое отражение, произносит местоимение «я», «мне», стремится как-нибудь воздействовать на людей. Психологи пришли к выводу, что в данном возрасте у детей начинает развиваться способность к эмпатии. Это можно заметить, когда малыш стремиться утешить того, кто плачет, обнять и погладить расстроенного братика, сестричку или значимого взрослого. И главное не упустить такое благоприятное время и правильно сформировать это качество у ребенка.
В раннем возрасте ребенка безо всяких усилий можно заразить чувствами окружающих его людей. Исходя из наблюдений психологов, уже с середины второго года жизни у самых общительных детей очень часто возникает чувство симпатии относительно их сверстников. Малыши сочувствуют, помогают друг другу, а иногда, даже, делятся сладостями.
Американские психологи и другие авторы, утверждают, что у детей в возрасте от 1,5 до 2 лет начинают формироваться нравственные нормы поведения. Дети очень переживают, если сломают игрушку, запачкают одежду, испачкают руки и т.д. С усвоением нравственных норм, ребенок стремится понять, как нужно вести себя в окружении, какие нормы поведения правильные, а какие нет.
Дети раннего возраста привязываются к своему имени. «Ребенок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя отдельно от него. Можно полагать, что имя человека является основой его личности» (Мухина В.С.). Детям очень интересно со своими тезками, реальными людьми или героями детских книжек. Все, что случается именно с тезками, воспринимается ними значительно эмоциональнее.
Следует помнить, что в развитии личности невозможно переоценивать значение общения.