Умственное развитие
У малыша до года присутствует сенсомоторное умственное развитие. В этом возрасте дети еще не пользуются языком и у них не сформированы психические образы для слов. Все знания об окружающем мире ребенок получает посредством своих органов чувств и движений. Период сенсомоторного умственного развития проходит через шесть этапов.
Первые четыре этапа реализуются до года. Первый этап – тренировка рефлексов. Дети постоянно тренируют все умения, которые у них сформировались на данном этапе. К этим рефлексам относится сосание, плач, хватание, кроме этого малыши умеют слушать и смотреть. Второй этап – первичные круговые реакции, которые появляются с первого по четвертый месяц жизни ребенка. Младенец начинает привыкать к новому окружению, применяя старые схемы к новой ситуации.
Третий этап – вторичные круговые реакции, он наступает на четвертом месяце и длится до восьмого месяца. На этом этапе ребенок повторяет то поведение, которое ему больше всего нравится, малыш учится воспринимать постоянство объектов. Это умение приводит к тому, что в семи — восьми месячном возрасте малыш начинается бояться всего незнакомого, а также испытывает большую привязанность к людям, которые имеют для него большое значение. Четвертый этап – координация вторичных схем. Этот этап характерен для восьми – двенадцати месячного малыша. Все вышеперечисленные умения ребенка продолжают развиваться. На этом этапе дети учатся предвосхищать события.