Игра с песком
«Игра с песком» — это форма психоанализа, которая применяется как к детям, так и к взрослым. На ее фоне функционируют различные направления: классический психоанализ, юнгианский анализ, кляйн-анализ.
Данный метод не относится к экспресс-вариантам. Активность психолога в игре является минимальной. Очень важно “не вмешиваться”, т.е. никак не воздействовать на ход игры: ни словом, ни взглядом, ни жестом, для того чтобы ребенок не передумал пытаться принимать попытки выражать что-нибудь очень личное. Иными словами, все, что спонтанно рождается, проявляется во время игры. Однако границы контакта ребенка с миром, которые именно так образуются, будут значительно устойчивее. Они закаляться в процессе многократных повторений “травматических” сюжетов.
С детьми 5 лет нужно провести около 25-30 игровых сеансов, а с 8 летними –50 встреч. Скорее всего, здесь необходимо уточнить, что продолжительность психоанализа взрослого человека составляет несколько лет с частотой встреч 5 раз в неделю.
Во время игры ребенок (так же, как и взрослый на психоаналитическом сеансе) неоднократно проигрывает конфликтные сюжеты, “молчаливо” включая психолога в этот театр миниатюр (выступая зрителем, но скорее всего родительской фигурой). Когда конфликтных сюжетов становится совсем мало, начинается “этап грязи”: игрушки закончились, лишь песок и много воды, куда забавно совать руки.
После подобного погружения и обретается контроль над этим состоянием, а затем и возвращается сюжетная игра, но уже с другими “конструктивными” сюжетами. И подходит к концу психоанализ с возникновением в игре символов стабильности.