Воспитание и потребность смысла жизни
Родители сталкиваются с проблемами в общении с ребенком, если воспитание становится единственным занятием, которое реализует потребность смысла жизни. Потребность смысла жизни проанализировал польский психолог К.Обуховский и пришел к выводу, что именно этой потребностью характеризируется поведение взрослого человека. Если не удовлетворять эту потребность человек не сможет нормально функционировать, не сможет мобилизировать все свои способности в максимальной степени. Удовлетворение данной способности зависит от обоснования смысла своего существования, от ясного, практически приемлемого и заслуживающего одобрения самого человека направления его действий. Может ли это значить, что человеком всегда осознается смысл его действий, его жизни? Скорее всего, нет, однако каждому хотелось бы при необходимости отыскать смысл своей жизни.
Удовлетворить потребность смысла жизни можно в заботе о ребенке. Мать, отец или бабушка считают, что смысл их существования заключен в уходе за физическим состоянием и воспитании ребенка. Они не всегда осознают, что целью их жизни является что-то другое, однако счастливые они только тогда, когда чувствуют себя нужными. Ребенок повзрослел и ушел от них, они начинают думать, что «жизнь потеряла всякий смысл». Яркий пример — это мама, которая не желает терять положение «опекунши», которая собственными руками моет пятнадцатилетнего парня, завязывает ему шнурки на ботинках, потому что «у него это плохо получается», делает за него домашнее задание, «чтобы ребенок не устал». В итоге она получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследует с диким упорством. Вред, который наносится ребенку от такого самопожертвования, является очевидным.