Игра как основная деятельность
В этом возрасте основная деятельность ребенка – игра. До трехлетнего возраста игра для ребенка состоит в манипулировании предметами. Здоровый малыш постоянно играет, исключая время, отведенное для сна и для еды. Игрушки помогают малышу изучать цвета, формы, звуки, другими совами, познавать действительность.
Со временем малыш начинает сжимать игрушки или бросать их, наблюдая за происходящим. Игра помогает ребенку развить координацию движений. Игра в прямом смысле появляется у ребенка в трехлетнем возрасте, когда он может мыслить образами явлений и предметов. В начале игра представляет собой подражание поведению взрослых, а игрушки выполняют функции моделей предметов, которые используют взрослые. Эта игра носит название сюжетной. В процессе игры малыш воспроизводит те или иные сюжеты. Ребенок основное внимание уделяет не самой роли, а действием, которые он выполняет. На этом этапе правила для ребенка не существуют. В среднем дошкольном возрасте появляется ролевая игра, которая доминирует до шести – семи лет. В том случае сюжет ре важен, особое значение отводится самой роли.
Смысл игры состоит в распределении ролей, ребенок получает возможность прожить то, что ему недоступно в реальной жизни. Старший дошкольный возраст предпочитает игру по правилам. Игра служит основным критерием нормального развития ребенка. Наблюдая за тем, как играет ребенок можно многое о нем узнать. В основу многих тестов положена игра. Игра необходима для эмоционального развития ребенка, при помощи игры можно избавиться от страхов, которые порождены ночными кошмарами, страшными историями и так далее. Главное для ребенка — это играть роль, что в свою очередь способствуют изменению отношения к окружающему миру. Новшествами дошкольного возраста есть готовность к общению, готовность к познанию, эмоциональное развитие, технологическая оснащенность и личностная готовность.