Базовые новообразования
Появление концепции «МЫ». В некоторых случаях эта концепция имеет очень грубый характер. Происходит раздел территорий, жизненного пространства. Следует заметить, что это не дружба, а поклонение общему кумиру. Отношения дружбы еще предстоит освоить, равно как и отношения близости. Подростку еще предстоит увидеть в другом такого же, как и он.
Формирование социальных групп, служащих стандартом и социальных норм. В подростковом возрасте дети начинают делиться на группы, изначально это однополые группы. Со временем происходит их объединение в большие компании, члены которых что-то делают вместе. Позже однополые компании становятся смешанными, затем происходит разбиение на пары, так что компания состоит из одних только пар. Все ценности и взгляды группы подросток считает своими личными, при этом ценности таких групп не согласуются с ценностями взрослого человека. Взрослые люди не имеют доступа в детские группы, поэтому и влияние их очень ограничено.
Чувство взрослости. Как такового чувства взрослости у подроста еще нет. Ребенок настаивает на своей независимости, требует уважения к своим секретам. В 10 – 12 лет дети еще стремятся к взаимопониманию с родителями, но их, как правило, ждет разочарование, так как ценности взрослых и ребенка отличаются. Имеют место расхождения во мнениях по поводу одежды, прически, свободного времени, школьных вопросов и материальных. Но основные ценности дети перенимают у родителей. Родители оказывают влияние на фундаментальные жизненные аспекты, а одногодки — на вопросы сиюминутного характера. Дети в подростковом периоде отдают предпочтение самообразованию, их часто не интересуют отметки. Нередко бывает так, что способный ребенок показывает плохие результаты. Появляются романтические отношения с одногодками. На данном этапе на их появление оказывает влияние не симпатия, а копирование поведения взрослых.