Главная » Подростковый возраст (13-16 лет) » Кризис 13-ти лет. Симптомы

Кризис 13-ти лет. Симптомы

Кризис 13-ти лет. Симптомы Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции. То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. Это 4 период умственного развития, по Пиаже. Это качественная характеристика интеллекта, а не количественная. Она влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. Логическое мышление приходит на смену конкретному. Это проявляется в требовании доказательств. Подростков начинают интересовать философские вопросы. Отходит от рисования и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств. 
Внимание подростка впервые обращается на других лиц. Познание мира собственных переживаний наступает с развитием мышления. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. Многие подростки в таком возрасте ведут дневники. 
Новое мышление оказывает влияние на язык и речь. Эту стадию можно сравнить только с ранним детством, когда развитие мышления продвигается вслед за развитием речи. 
Мышление в подростковом возрасте – это ключ для всех остальных функций и процессов. Основы личности и мировоззрения подростка закладываются под воздействием мышления. 
Мышление перестраивает и ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление.
Негативизм — второй симптом кризиса. Ребенок враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству и к самоизоляции. 
У мальчиков негативизм начинается позже – в 14-16 лет и проявляется ярче и чаще, чем у девочек.
Во время кризиса поведение подростка не обязательно имеет негативный характер. О трех вариантах поведения пишет  Л.С.Выготский.
Во всех областях жизни подростка ярко выражен негативизм. Это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи. У 20% подростков наблюдается это трудное и острое протекание.
Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты и т.п.). Таких детей, примерно, 60 %. 
Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей. 
На основании этого, можно предположить, что негативизм следствие недостатков педагогического подхода.

  • Рекомендуем прочесть похожие записи