Кризис одного года
Для кризиса одного года характерно освоение речи. Ранее организмом человека полностью управляла биологическая система, которая была связана с биологическими ритмами. А теперь эта система начинает противоречить самоприказу или приказу взрослых. Биоритмы сильно изменены, а речевой аппарат не достаточно сформирован для того, чтобы малыш мог управлять своим поведением.
Создавшаяся ситуация приводит к тому, что ребенок оказывается вообще без какой либо системы, помогающей ему ориентироваться в пространстве. Кризису одного года присуще развитие в обратном порядке, примитивные эмоции, возможны нарушения времени сна и бодрствования, нарушение удовлетворения потребностей, эмоциональные отклонения, например, излишняя плаксивость, обидчивость или угрюмость. Кризис одного года нельзя считать острым.