Речь
На данном этапе жизни младенца преобладает общение со взрослыми на эмоциональном уровне. Младенец испытывает абсолютную зависимость от взрослого, к примеру, познавать окружающий мир в этом возрасте он может только при помощи матери, общаясь с ней. До года у ребенка формируется речевой аппарат, он начинает выговаривать первые слова, изучает окружающие его предметы, пытается выполнять с ними некоторые действия. В этом возрасте у малыша пассивная речь.
Малыш понимает интонации, структуру, но не говорит. В этот момент происходит формирование основ навыков речи, причем дети сами их формируют, стремясь наладить контакт с родителями, используя крик, плач, различные звуки, жесты, а потом уже и первые слова. К первому году жизни ребенка появляется, так называемая автономная речь, которая служит переходным этапом между пассивной и активной речью. Автономная речь нам больше знакома, как детский жаргон. Автономная речь способствует общению, помогает установить эмоциональные связи с родителями или со сложившейся ситуацией. Автономная речь имеет несколько характерных черт: она не имеет ничего общего с артикуляцией, фонетикой и значением, которые имеет речь взрослого человека. У ребенка одни и те же звуки могут иметь много разных значений. Исходя из этого, становится ясно, что ребенок может общаться только с теми людьми, которые способны понять, что имеет в виду ребенок в каждой конкретной ситуации. Речь малыша больше похожа на восклицания, которые произносятся в достаточно возбужденном состоянии.
Автономная речь представляет собой некоторый ориентир, по которому можно определить, когда начинается кризис одного года, а когда он заканчивается. Появление автономной речи и ее исчезновение полностью совпадает с началом и концом кризиса одного года. Активная речь появляется у малышей к полутора-двум годам, причем, девочки начинают говорить раньше, чем мальчики. Словарный запас годовалого ребенка составляет около тридцати слов. Первые слова, которые произносит ребенок, означают те или иные действия. При помощи этих слов ребенок пытается облегчить общение со взрослыми. Несмотря на то, что первые произносимые ребенком слова, это существительные, выполняют они функции глаголов. На протяжении всего времени, пока ребенок учится говорить, родители должны четко и ясно произносить слова, обучая малыша грамотной правильной речи. Для этого необходимо показывать различные предметы и рассказывать о них, читать сказки. Ребенок намного лучше и быстрее усвоит язык, если родители будут ему активно помогать.