Кризис 7-ми лет
Кризис семи лет очень похож на кризис одного года. В этом возрасте ребенок пытается управлять своим повелением при помощи правил. В этот момент ребенок начинает требовать к себе внимание, его поведение становится вызывающим. Для кризиса семи лет характерно предъявление норм ко всем окружающим. В этот период ребенок не может сдерживать свои чувства, он не знает еще, как ими управлять.
На данном этапе происходит потеря старых норм поведения, при том, что новые нормы еще не сформировались. Для ребенка в этот момент на первом месте стоит потребность в уважении. Ребенок младшего школьного возраста требует, чтобы с ним обходились, как со взрослым, требует, чтобы все окружающие признавали его независимость. С ребенком невозможно будет общаться, если его потребность в уважении не будет удовлетворена.
Дети младшего школьного возраста приобретают навыки удовлетворения своих физических и духовных нужд при помощи способов, доступных для них и для тех, кто их окружает. Трудности с изучением новых норм и правил приводят к излишним самоограничениям и самоконтролю. Поощряя самостоятельность ребенка, взрослые способствуют развитию его инициативы и интеллекта. И наоборот, строгие взыскания за проступки могут привести к тому, что чувство вины переборет желание быть самостоятельным.