Личностная готовность
Основные структуры личности дошкольников: претензии личности, Я-концепция, будущее личности, иерархия побуждений.
1. Уровень претензий личности создается путем успеха и неудачи. У детей уровень притязаний очень высок, но неудачи способствуют его снижению. Если ребенку удастся найти свою сферу общения или сферу деятельности, то уверенность в себе и в своих силах победит страх. Ребенок будет постоянно видеть, что у него есть превосходство перед другими. Родители в дошкольном возрасте должны привить ребенку не способности, а уверенность в своих силах.
2. Я-концепция состоит из трех аспектов: оценочного, эмоционального, когнитивного.
Оценочный аспект. Ребенок не может оценить свою доброту или чуткость, но по данной ему шкале сможет отметить их меру.
Когнитивный аспект. Подразумевается умение описать самого себя.
Эмоциональный аспект. Речь идет о том, что восприятие человеком себя связано с некоторыми переживаниями. Ребенок хорошо выражает эмоции в рисунках.
Будущее личности ассоциируется у ребенка с образом его взрослости. Если его образ взрослости ребенка связан с обучением, то его будущее будет вполне устраивать.
3. Иерархия побуждений. Двухлетний ребенок действует по принципу, какой мотив сильнее, то и побеждает. К шести годам ребенок учится корректировать побуждения к действию. Теперь действие — это поступок, и теперь ребенок оценивает, какой смысл будет иметь тот или иной поступок.